Как развивать строительный кластер - на примере Хабаровского края.
В январе этого года в Хабаровске прошел круглый стол по данной теме - «Строительный кластер Хабаровского края: что это такое и как его развивать?» Организаторами круглого стола выступили НП СРО «Дальневосточное объединение строителей», Дальневосточный институт профессионального развития и Дальневосточный научный центр местного самоуправления.
На примере строительного комплекса Санкт-Петербурга
В Стрельне (г. Санкт-Петербург) в конце ноября 2011 года был дан старт строительству спортивного комплекса с искусственным льдом. Как и положено - в церемонии принял участие губернатор "северной" столицы России - Георгий Полтавченко. Он отметил: «Это уникальный, отвечающий всем европейским требованиям спортивный комплекс. Он станет настоящим центром развития спорта в Петродворцовом районе».
Важно, что комплексы такого типа появятся и в других трех районах города. В Санкт-Петербурге действуют 25 спортивных объектов с площадками, оборудованными искусственным ледовым покрытием. В том числе – 6 дворцов спорта, 17 крытых и 2 открытых спортивных объекта с искусственным льдом. Все эти объекты влият и на стоимость жилья. Близко расположенная спортивная инфраструктура добавляет весу близстоящим домам. Сегодня поиск квартиры досточно легок - многие используют для этого интернет. Безусловно легкий поиск жилья для продажи или покупки (аренды) не дает основания думать, что сам процесс покупки жилья легок.
Санкт-Петербург - это самый прекрасный европейский город с более чем трехсотлетней историей и он по праву часто называется "северной столицей" России. Многие россияне побывав в городе испытывают к этому музею под открытым небом особые чувства. Санкт-Петербург пережил 11 императоров, не один десятое разрушительных наводнений, революцию и трехлетнюю блокаду в время Великой Отечественной войны и только экономическая реформа последних лет немного меняет облик города. Сам Петербург начинался с Заячьего острова, на котором начали возводить Петропавловскую крепость. Первый камень положен в 1703 году, когда император Петр Первый принял решение выстроить новую столицу.
В работе круглого стола приняли участие 19 человек, в том числе Член Общественной палаты Российской Федерации, Депутат Законодательной Думы Хабаровского края, представитель Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края, директор Института развития Дальнего Востока, руководители предприятий стройиндустрии, ученые Тихоокеанского государственного университета и Дальневосточного университета путей сообщений, представители СМИ. Участники круглого стола познакомились с федеральными методическими рекомендациями и подходами к развитию кластеров в регионах страны (в том числе: с понятием территориального кластера; целями и задачами по его развитию; основными направлениями деятельности региональных и муниципальных органов власти по развитию территориально-производственных кластеров), и через призму этих методических подходов проанализировали состояние развития строительного кластера Хабаровского края.
Выводы:
1. В соответствии с методическими рекомендациями по реализации кластерной политики в субъектах РФ, которые разработаны Министерством экономического развития РФ (далее - методические рекомендации), основными задачами кластерной политики является:
1) Формирование условий для эффективного организационного развития кластеров.
2) Обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера.
3) Обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерной политики на региональном и отраслевом уровне.
По мнению участников круглого стола ни одна из этих задач в настоящее время в строительной отрасли не решается. Это позволяет утверждать, что пока никакой кластерной политике в строительной отрасли Хабаровского края нет.
2. В соответствии с методическими рекомендациями основными направлениями содействия развитию кластеров, реализуемыми органами государственной власти и местного самоуправления, являются:
1) Содействие институциональному развитию кластеров, предполагающее, в том числе:
-инициирование и поддержку создания специализированной организации развития кластера,
-стратегическое планирование развития кластера,
-установление эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера,
-стимулирование укрепления сотрудничества между ними.
2) Развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия.
3) Обеспечение формирования благоприятных условий развития кластеров, включающих:
- повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями;
- осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство, реализуемое с учетом задач развития кластеров;
- предоставление налоговых льгот, в соответствии с действующим законодательством;
- снижение административных барьеров.
Из перечисленных выше направлений в строительной отрасли Хабаровского края реализуется сегодня только одно – повышение эффективности системы профессионального образования, о чём свидетельствует Постановление Губернатора Хабаровского края от 14.04.2011 №41 «О создании структуры кластерной модели подготовки кадров для лесной и строительной отраслей экономики Хабаровского края».
3. В соответствии с методическими рекомендациями повышение эффективности системы профессионального и непрерывного образования предполагает обеспечение сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, в том числе по следующим направлениям:
1) мониторинг и прогнозирование потребностей участников кластера в специализированных человеческих ресурсах и планирование, участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов;
2) совместная разработка образовательных программ основного и дополнительного профессионального образования;
3) общественно-профессиональная аккредитация и оценка качества содержания образовательных программ в интересах развития кластера;
4)совместная реализация образовательных программ (материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение в части целевой подготовки);
5) организация стажировок и производственной практики на предприятиях кластера.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 14.04.2011 №41 «О создании структуры кластерной модели подготовки кадров для лесной и строительной отраслей экономики Хабаровского края» утверждено Положение о комиссии по формированию структуры кластерной модели подготовки кадров для строительной отрасли. Однако в перечень основных задач кластерной комиссии включены только два из пяти направлений, перечисленных выше.
Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод об отсутствии системного подхода к организации деятельности органов власти Хабаровского края по содействию развитию строительного кластера, что заранее обрекает эту деятельность на неуспех.
Рекомендации:
1. НП СРО «Дальневосточное объединение строителей» обратиться в Правительство Хабаровского края со следующими вопросами:
-Планируется ли развитее строительного кластера в Хабаровском крае?
-Какой орган государственной власти Хабаровского края уполномочен содействовать развитию строительного кластера в крае, и какова его компетенция?
-В каких правовых актах органов государственной власти Хабаровского края зафиксированы данные решения?
2. В случае если развитее строительного кластера в Хабаровском крае запланировано, то предложить Правительству Хабаровского края (или уполномоченному органу)
-инициировать процесс разработки и принятия стратегии развития строительного кластера Хабаровского края, используя при этом механизм государственного заказа;
-подготовить заявку и участвовать в конкурсе субъектов федерации на получении федеральной субсидии для развития строительного кластера Хабаровского края.
Использована информация http://skatеr.ru